Пятница, 19 сентября 2025

Искусственные проблемы искусственных неровностей

365

Представьте себе: вы аккуратно едете на машине по родному городу, ПДД не нарушаете, скорость — строго по правилам, впереди — знак «Искусственная неровность». Вы сбрасываете газ до минимума, почти до ползущего движения, но мощный удар по подвеске и скрежет под днищем автомобиля говорят о том, что встреча с этим «лежачим полицейским» снова прошла по худшему сценарию. Эта знакомая многим водителям ситуация перестала быть досадной мелочью и превратилась в настоящую проблему, которая бьет не только по колесам, но и по кошельку. Давайте разбираться.

Искусственная неровность (ИН) или «лежачий полицейский» — дорожный элемент, призванный спасать жизни, принудительно снижая скорость транспорта в опасных местах. Но что происходит, когда средство спасения становится источником опасности и головной болью для автомобилистов? Жители Пружан все чаще задаются этим вопросом. Вместо единого стандарта — суровая полоса препятствий, которую не каждое транспортное средство способно преодолеть без потерь.


В Пружанском районе ответственность за дорожную сеть вместе со всеми конструкциями несут три организации: ДЭУ-25 — дороги республиканского значения, дороги местного значения обслуживает ДРСУ-140, а городские, включая Ружаны, Шерешево, кроме транзитных участков — на балансе КУПП «Коммунальник».


На республиканских трассах ИН типа 1 гораздо меньше, в основном — это выезды на главные дороги и аварийно-опасные участки, где случались ДТП не меньше двух раз в год. На местных дорогах эти конструкции также возводят на опасных для дорожного движения участках и там, где они действительно необходимы: вблизи школ, детских садов, поликлиник, остановочных пунктов, объектов торговли, на выездах с населенных пунктов, на перекрестках со стороны второстепенных направлений, а также в местах, повторяющихся ДТП — все это зоны в основном со скоростью движения не выше 40 км/ч.


Второй тип ИН2 — приподнятый пешеходный переход, устанавливается в жилых зонах, на прилегающих территориях и в зонах с максимальной скоростью движения 40 км/ч. Те и другие бывают двух разновидностей — прямолинейные и трапециевидные. Первые, как считают водители, более мягкие и спокойные, а вот вторые зачастую вызывают недовольство. Хотя в нашем расследовании именно первые подвергаются сомнению. Но, как утверждают специалисты, если все сделать правильно и соблюдать скоростной режим, проблем быть не должно. Тем не менее, они есть.


Решение о выборе конструкций и местах их установки определяются во время сезонных осмотров дорог и улиц в соответствии с требованиями ГОСТ 32964 и СТБ 1300–2024 — государственного стандарта РБ. А также на основании предложений соответствующих подразделений ГАИ, планов по безопасности ДД областного значения, обращения депутатов. Далее комиссия по безопасности дорожного движения райисполкома рассматривает эти предложения и затем утверждает. И только после всех необходимых процедур решение об установке ИН передается соответствующим организациям города.


В ДРСУ-140 нам разъяснили, что все работы производятся по типовым схемам ИН, проработанным с учетом опыта использования для повсеместного применения и повышения безопасности всех участников дорожного движения. На схемах указаны четкие параметры ИН двух типов в зависимости от скорости проезда (см. фото внизу), и отступить от этих параметров невозможно. Более того, для улучшения видимости «лежачих» соответствующая разметка наносится минимум через две недели после ее установки, а предупреждающий знак сразу. И это еще не все. На каждую ИН имеется акт выполненных работ с исполнительной документацией и указанием всех необходимых параметров, которые строго контролирует технадзор «Белдорцентра». Они постоянно «мониторят» все, что связанно с безопасностью дорожного движения и ведут систематический контроль эксплуатации всех имеющихся конструкций.


Так, после нашумевшего ДТП при выезде на дорогу Р-81 по направлению из Великого Села в д. Староволя установили дополнительный третий «лежачий». По такому же поводу при въезде и выезде из д. Красное установлены две ИН типа 1. Безусловно, работа ведется, но, тем не менее, вопросы остаются открытыми. После нашего обращения в КУПП «Коммунальник» по проблемным ИН, стоящим на их балансе, специалистами организации была проведена проверка соответствия. Выяснилось, что и здесь все в полном порядке, никаких нарушений не выявлено. Охотно верим, но то, что не хватает плавности перехода — это факт!


На основании выше сказанного делаем вывод, что на наших дорогах все безупречно. Так почему же возмущенные водители
не могут сдержать эмоций, приближаясь к перекрестку ул. Кобринской с ул. Е. Полоцкой, при выезде с ул. Горка на дорогу
Р-81 или выезде с ул. Шоссейной на ту же трассу
Р-81? И это далеко не весь список, мягко говоря, действующий на нервы простому обывателю. Так может стоит еще раз обратить внимание на собственные недоработки и исправить ситуацию, пока в эту западню не попали колеса вашего собственного автомобиля!


Ульяна Рысь
Фото автора