Всякое уже было во время избирательных кампаний, но столь массированная информационная атака на белорусское общество, пожалуй, предпринята впервые.
Ничего нового, правда, противники действующей власти не предложили – все эти технологии мы уже видели в других странах в ходе так называемых цветных революций, но ряд их обязательных элементов по воздействию на общественное сознание (манипуляция статистикой, подмена понятий, использование символики) впервые возведены в ранг абсурда с целью сбить с толку тех, кто ранее был аполитичен и просто не интересовался подобной тематикой. Давайте разберем один из этих моментов – статистический, который призван создать иллюзию чуть ли не всеобщего недовольства властью.
Тихой сапой
Но прежде важно понимать, что информационная атака готовилась задолго до того, как она началась. Давайте вспомним, много ли было акций или каких-то организованных очередей в людных местах 3 – 4 месяца назад, годом или двумя ранее. Ну разве что около сотни «аккумуляторщиков» в Бресте, к которым на центральной площади все давно привыкли, да и сами они от политических лозунгов старались открещиваться. Что же касается выборной тематики, был полный штиль. В январе оппозиционные силы объявили о праймериз для выборов единого кандидата, но до реального дела так и не дошло. Зато, как только были обозначены даты президентской электоральной кампании, тут же из безвестности повсплывали имена кандидатов, которых подавляющее большинство людей не знало вообще. Однако раскручены они были в интернет-пространстве в считанные дни. Быть может, только блогер Тихановский был известен какой-то толике интернет-аудитории по своим роликам, и то поди попробуй проверить, насколько реально число его подписчиков и не накручено ли оно за счет ботов и других технологий. Примечательно, что даже оппозиционные силы и издания к данному блогеру отнеслись поначалу весьма настороженно и скептически. Зенон Позняк предположил, что тот находится под влиянием российской гибридной пропаганды. Многие интернет-ресурсы поначалу подтрунивали над амбициями Тихановского, но когда поняли, чем он им полезен, резко сменили тональность и включились в раскрутку его акций.
Просто пошутили?
Одним из главных элементов, на которых зиждется сегодняшняя идеология тех, кто хочет перемен ради перемен, стало вбивание в сознание масс ничем не подкрепленной мысли о том, что власть утратила доверие народа. Причем утратила она его почему-то мгновенно и чуть ли не катастрофически. Однако кого проймешь такой пустой болтовней, да еще и столь далекой от реальности? В ход пошли манипуляции со статистикой. Итог запущенного на одном из оппозиционных интернет-ресурсов и проводившегося вне каких-либо социологических канонов опроса, в ходе которого без авторизации голосовавших (а значит, накрутить там можно было что угодно – куда уж там претендовать на объективность!), тем не менее, был поднят на щит протестных настроений. Пресловутые три процента настойчиво выдавались в интернете за некую истину, которая особого подтверждения и не требует. А дальше из этой цифры сделали интернет-мем – ну что с него взять, может, это просто шутка такая.

Один из первых же агитационных пикетов женского трио Тихановская-Цепкало-Колесникова в Минске, видимо, должен был наглядно показать всенародную поддержку оппозиции. Увы, всё прошло по тому же манипулятивному сценарию. Лишенный аккредитации в Беларуси правозащитный центр «Весна» объявил, что на пикет собралось 7 тысяч человек. На поверку – а на фотографиях, сделанных с квадрокоптера, это заметить нетрудно – от силы 3 – 4 тысячи. Что, к слову, признали даже оппозиционные ресурсы. И это при том, что на первое агитационное мероприятие в столице через соцсети и мессенджеры звали всех и вся. Не смешно ли получать ответный бумеранг: даже в разрезе численности населения двух близлежащих к площади районов не набралось тех самых трех процентов, которые заведомо отводились своим оппонетам! А что говорить в сравнении со всем населением Минска? Где же эта массовая поддержка? Фейковая она, и имя ей – информационный вброс в интернете.
Статистика – с потолка
Чтобы еще раз подчеркнуть давление на электорат взятыми из головы цифрами, приведу и другие красноречивые примеры. До сих пор так называемый штаб женской коалиции кичится количеством подписей, взятых на пикетах, дескать, собрали целый миллион. На самом же деле в ЦИК ими и их представителями было подано около 630 тысяч подписей. После проверки, с которой они не согласились, цифра уменьшилась до 270 тысяч. Но даже если не принимать в расчет момент, который они оспаривают, количество подписей никак не идентично количеству подписавшихся людей, которые переходили от палаток Бабарико к палаткам Цепкало и наоборот. Одни и те же люди ставили подписи и за Бабарико, и за Тихановскую, и за Цепкало. Как видим, опять очередная игра цифрами. Звучит красиво – миллион, а на поверку – в разы меньше.
И, наконец, один из последних фейков. В недавнем интервью руководитель штаба Бабарико Мария Колесникова, вошедшая в коалиционный штаб Светланы Тихановской, без тени сомнения заявила, что сторонников у женской коалиции – три с половиной миллиона. Процитирую: «Нас 3,5 миллиона. Пусть попробуют сказать, что мы меньшинство». Интернет-ресурсы тут же растащили очередную липовую статистику в заголовки своих публикаций, не утруждая себя вопросом, откуда цифра. А об этом нелишне будет вспомнить. Напомню, ее озвучил в июне сам Виктор Бабарико, говоря о возможных итогах выборов, но с оговоркой: «Если нас окажется электоральное большинство…». Теперь же слово «если» незаметно отодвигается в сторонку и в массы опять запускается информационная утка. Только цифра теперь почему-то другая. Видимо, 97 процентов приписывавшихся себе сторонников при собранных Президентом страны почти двух миллионах подписей смотрится совсем уж нелепо и даже дико. Поэтому легким взмахом женской руки ее переписали приблизительно на половину электората – вот вам и все 3,5 миллиона. И никто вас, уважаемые избиратели, об этом не спросил: записали – и в тираж! Звучно, громко, но, согласитесь, опять неправдоподобно…